Несомненно,
на появление и развитие яхт и парусного спорта в середине -
второй половине XVII века оказала влияние конкретная
историческая ситуация. Обе передовые морские державы региона -
Англия и Голландия - находились на пути складывания нового
общества - буржуазного, с его обязательной острой конкурентной
борьбой. Действительно, и Англия, и Голландия активно боролись
за господство на море, что выразилось в серии англо-голландских
войн третьей четверти XVII века.
Зарождение парусного спорта в указанный период тесно связано с
профессиональным плаванием на небольших парусных судах, где преимущество
в скорости позволяло успешно конкурировать, например, в рыболовстве или
лоцманской службе, быстрее занимая рыболовные места или доставляя на
борт приходящих судов лоцманов. По данным известного в дореволюционной
России яхтсмена Г.В. Эша, автора популярного "Руководства для любителей
парусного спорта", рождение парусного спорта за рубежом можно датировать
1662 годом, когда в английском городе Вульвиче состоялись первые в мире
официальные гонки между яхтой короля Карла II и голландской шхуной.
Победу в гонке одержали англичане, как, впрочем, и в англо-голландских
войнах.
Немалую роль в победах англичан сыграл и их подход к кораблестроению и
кораблевождению. В отличие от голландцев, потомственных корабелов,
строивших свои суда "по навыку", англичане пользовались достижениями
наук и вскоре ушли далеко вперед в кораблестроении. Спортивный интерес,
возникший в процессе улучшения ходовых качеств таких судов, проведение
гонок между ними привели к созданию специальных судов, предназначенных
только для любительского плавания, которые стали называться яхтами.
Состязания между отдельными владельцами яхт стали проводиться вначале в
Англии, а затем и в других странах Западной Европы и Америки. Со
временем число владельцев яхт, в большинстве своем уже ничего общего не
имеющих со службой на море, возросло настолько, что появилась
потребность в создании специальных объединений любителей парусного
спорта - яхт-клубов.
Промышленный переворот в Англии в последней трети XVIII века отразился и
на яхтенном строительстве, яхты строились с применением всех последних
новинок кораблестроения и теоретической науки и все более отдалялись от
других парусных судов.
См. также -
История
яхт в России
|